Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Крупич, Б. - Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопас...
Крупич, Б. - Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопас...
Статья
Автор: Крупич, Б.
Трение и износ: Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопас...
б.г.
ISBN отсутствует
Автор: Крупич, Б.
Трение и износ: Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопас...
б.г.
ISBN отсутствует
Статья
Крупич, Б.
Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопастей турбомашин / Б. Крупич, В. Г. Барсуков, М. А. Илькевич // Трение и износ / гл. ред. А.Я. Григорьев; учредитель Национальная академия наук Беларуси (Минск), Российская академия наук, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – 2022. – Т.43 №2. – С. 141-149. – На рус. яз.
Контактные напряжения при скольжении дисперсных материалов по поверхности рабочих лопастей турбомашин определяют скорость эрозионного изнашивания оборудования. В статье рассмотрена механика фрикционного скользящего контакта частицы с радиальной лопастью ротора. Показано, что под действием центробежной силы и силы трения скорость скольжения частицы нарастает и асимптотически приближается в серединной и концевой части лопасти к значению линейной функции, зависящей от коэффициента трения частицы о лопасть и угловой скорости вращения ротора. Получены аналитические зависимости для определения скорости скольжения частицы, а также силы Кориолиса, прижимающей ее к лопасти. На примере ускоренного движения частиц кварца вдоль стальной лопасти проанализировано влияние диаметра частиц, угловой скорости вращения ротора и коэффициента трения частиц о лопасть на величину возникающих контактных напряжений и их распределение по длине лопасти. Результаты численного моделирования показали, контактные напряжения интенсивно растут с увеличением угловой скорости вращения ротора. При этом для роторов быстроходных центробежных ускорителей (ω = 400-500 с-1) на расстоянии 400-500 мм от оси вращения контактные напряжения превышают 700 МПа, что выше пределов текучести высокопрочных конструкционных сталей и неизбежно вызывает эрозионное разрушение поверхностных слоёв лопасти. Результаты исследований могут быть использованы в инженерной практике при проектировании центробежных устройств на этапе выбора материала лопасти, а также в учебном процессе при подготовке инженерных кадров для проектирования и эксплуатации центробежных технологических машин.
620.178.7
общий = БД Техника
общий = ТУРБОМАШИНЫ
общий = ЛОПАСТИ
общий = ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ
общий = КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
общий = ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
Крупич, Б.
Моделирование микроконтактных взаимодействий при скольжении твердых частиц вдоль радиальных лопастей турбомашин / Б. Крупич, В. Г. Барсуков, М. А. Илькевич // Трение и износ / гл. ред. А.Я. Григорьев; учредитель Национальная академия наук Беларуси (Минск), Российская академия наук, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – 2022. – Т.43 №2. – С. 141-149. – На рус. яз.
Контактные напряжения при скольжении дисперсных материалов по поверхности рабочих лопастей турбомашин определяют скорость эрозионного изнашивания оборудования. В статье рассмотрена механика фрикционного скользящего контакта частицы с радиальной лопастью ротора. Показано, что под действием центробежной силы и силы трения скорость скольжения частицы нарастает и асимптотически приближается в серединной и концевой части лопасти к значению линейной функции, зависящей от коэффициента трения частицы о лопасть и угловой скорости вращения ротора. Получены аналитические зависимости для определения скорости скольжения частицы, а также силы Кориолиса, прижимающей ее к лопасти. На примере ускоренного движения частиц кварца вдоль стальной лопасти проанализировано влияние диаметра частиц, угловой скорости вращения ротора и коэффициента трения частиц о лопасть на величину возникающих контактных напряжений и их распределение по длине лопасти. Результаты численного моделирования показали, контактные напряжения интенсивно растут с увеличением угловой скорости вращения ротора. При этом для роторов быстроходных центробежных ускорителей (ω = 400-500 с-1) на расстоянии 400-500 мм от оси вращения контактные напряжения превышают 700 МПа, что выше пределов текучести высокопрочных конструкционных сталей и неизбежно вызывает эрозионное разрушение поверхностных слоёв лопасти. Результаты исследований могут быть использованы в инженерной практике при проектировании центробежных устройств на этапе выбора материала лопасти, а также в учебном процессе при подготовке инженерных кадров для проектирования и эксплуатации центробежных технологических машин.
620.178.7
общий = БД Техника
общий = ТУРБОМАШИНЫ
общий = ЛОПАСТИ
общий = ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ
общий = КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
общий = ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ