Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Еловой, О.М. - Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи
Еловой, О.М. - Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи
Статья
Автор: Еловой, О.М.
Трение и износ: Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи
б.г.
ISBN отсутствует
Автор: Еловой, О.М.
Трение и износ: Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи
б.г.
ISBN отсутствует
Статья
Еловой, О.М.
Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи / О. М. Еловой, В.Л. Басинюк, М. П. Лобкова // Трение и износ / гл. ред. А.Я. Григорьев; учредитель Национальная академия наук Беларуси (Минск), Российская академия наук, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – 2021. – Т.42 №6. – С. 649-659. – На рус. яз.
В статье приведены закономерности, комплексно связывающие толщину смазочной плёнки, окружную скорость, квазистатические контактные напряжения и виброускорения, генерируемые зубчатой передачей при её функционировании. Их анализ показывает, что в зубчатой передаче существенное влияние на толщину смазочной плёнки оказывает комплексное сочетание окружной скорости и величины квазистатических контактных напряжений и генерируемых самой передачей вибраций, в совокупности во многом определяющее повреждающие факторы. С учётом этого, зубчатые передачи могут быть условно разделены на группы: легконагруженные и тяжелонагруженные, в которых увеличение окружной скорости приводит к степенным изменениям толщины смазочной плёнки и генерируемых виброускорений, и находящиеся между ними зубчатые передачи, у которых увеличение окружной скорости практически не сказывается на толщине смазочной плёнки и влиянием её изменения на ресурс можно пренебречь. Показана необходимость учёта триботехнических, нагрузочных, скоростных факторов и характеристик, возникающих при этом повреждений локальных зон рабочих поверхностей зубьев при оценке ресурса зубчатой передачи. Полученные количественные результаты проведённых исследований можно отнести только к использованной при испытаниях прямозубой зубчатой передаче, при её функционировании с контактными напряжениями 200…1150 МПа, окружными скоростями 3…12 м/с и смазке поливом маслом «Индустриальное-20», имеющим температуру (20 ± 5) °C. Однако эти результаты могут быть использованы при разработке методик уточнённого прогнозирования ресурса трибосопряжений с учётом скоростных и нагрузочных режимов их функционирования, а также генерируемых виброускорений в реальных условиях эксплуатации. Более того, установленные закономерности могут быть в той или иной мере характерны для смазываемых передач зацеплением в целом. Их учёт при проектировании смазываемой передачи зацеплением, используемой в широком диапазоне скоростных режимов функционирования, позволяет подобрать геометрические параметры зацепления, при которых диапазон контактных напряжений позволит обеспечить минимизацию влияния скоростных и нагрузочных факторов на толщину смазочной плёнки и связанный с ней ресурс передачи.
621.891:621.833
общий = БД Техника
общий = ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
общий = ВИБРАЦИИ
общий = СМАЗКИ
общий = ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ
Еловой, О.М.
Влияние вибраций на толщину смазочной пленки трибосопряжения на примере зубчатой передачи / О. М. Еловой, В.Л. Басинюк, М. П. Лобкова // Трение и износ / гл. ред. А.Я. Григорьев; учредитель Национальная академия наук Беларуси (Минск), Российская академия наук, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – 2021. – Т.42 №6. – С. 649-659. – На рус. яз.
В статье приведены закономерности, комплексно связывающие толщину смазочной плёнки, окружную скорость, квазистатические контактные напряжения и виброускорения, генерируемые зубчатой передачей при её функционировании. Их анализ показывает, что в зубчатой передаче существенное влияние на толщину смазочной плёнки оказывает комплексное сочетание окружной скорости и величины квазистатических контактных напряжений и генерируемых самой передачей вибраций, в совокупности во многом определяющее повреждающие факторы. С учётом этого, зубчатые передачи могут быть условно разделены на группы: легконагруженные и тяжелонагруженные, в которых увеличение окружной скорости приводит к степенным изменениям толщины смазочной плёнки и генерируемых виброускорений, и находящиеся между ними зубчатые передачи, у которых увеличение окружной скорости практически не сказывается на толщине смазочной плёнки и влиянием её изменения на ресурс можно пренебречь. Показана необходимость учёта триботехнических, нагрузочных, скоростных факторов и характеристик, возникающих при этом повреждений локальных зон рабочих поверхностей зубьев при оценке ресурса зубчатой передачи. Полученные количественные результаты проведённых исследований можно отнести только к использованной при испытаниях прямозубой зубчатой передаче, при её функционировании с контактными напряжениями 200…1150 МПа, окружными скоростями 3…12 м/с и смазке поливом маслом «Индустриальное-20», имеющим температуру (20 ± 5) °C. Однако эти результаты могут быть использованы при разработке методик уточнённого прогнозирования ресурса трибосопряжений с учётом скоростных и нагрузочных режимов их функционирования, а также генерируемых виброускорений в реальных условиях эксплуатации. Более того, установленные закономерности могут быть в той или иной мере характерны для смазываемых передач зацеплением в целом. Их учёт при проектировании смазываемой передачи зацеплением, используемой в широком диапазоне скоростных режимов функционирования, позволяет подобрать геометрические параметры зацепления, при которых диапазон контактных напряжений позволит обеспечить минимизацию влияния скоростных и нагрузочных факторов на толщину смазочной плёнки и связанный с ней ресурс передачи.
621.891:621.833
общий = БД Техника
общий = ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
общий = ВИБРАЦИИ
общий = СМАЗКИ
общий = ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ